Проект Приказа Министерства социальной защиты
30.08.2018
Об утверждении порядка принятия решений о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании
Министерство социальной защиты
Республики Карелия
(Минсоцзащиты Республики Карелия)
П Р И К А З
« » 2018 года № ___-П
г. Петрозаводск
Об утверждении порядка принятия решений о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании
В целях реализации части 2 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», пункта 2 статьи 3 Закона Республики Карелия от 16 декабря 2014 года № 1849-ЗРК «О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Республике Карелия» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый Порядок принятия решений о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании.
2. Признать утратившим силу пункт 1 приказа Министерства социальной защиты Республики Карелия от 14 марта 2018 года № 138-П «Об утверждении порядка принятия решений о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании».
Министр О.А. Соколова
Приложение
к приказу Министерства социальной
защиты Республики Карелия
от « » _____________ 2018 года №____-П
Порядок
принятия решений о признании граждан нуждающимися
в социальном обслуживании
принятия решений о признании граждан нуждающимися
в социальном обслуживании
1. Порядок принятия решений о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании (далее - Порядок) определяет правила подготовки и принятия решений о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании, организациями, находящимися в ведении Министерства социальной защиты Республики Карелия, которым в соответствии с Порядком предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее – индивидуальная программа) на территориях одного или нескольких муниципальных образований.
2. В Порядке понятия и термины используются в значениях, определенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).
3. Признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании осуществляется государственными казенными учреждениями социальной защиты Республики Карелия – центрами социальной работы городов и районов (далее – Центры социальной работы).
4. В соответствии со статьей 14 Федерального закона основанием для рассмотрения Центрами социальной работы вопроса о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания, либо обращение в его интересах иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений в Центр социальной работы, либо переданное заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
В случае обращения в интересах гражданина иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, либо поступления заявления или обращения в рамках межведомственного взаимодействия Центр социальной работы во взаимодействии с подведомственными Министерству социальной защиты Республики Карелия организациями социального обслуживания, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия, осуществляющими исполнение переданных государственных полномочий Республики Карелия по социальному обслуживанию граждан организует работу по содействию гражданину в подаче заявления о предоставлении социального обслуживания.
5. Прием заявлений граждан о предоставлении социального обслуживания, выдача решений о признании (отказе в признании) граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также индивидуальных программ осуществляется Центрами социальной работы по месту жительства (по месту пребывания) граждан.
6. Заявление о предоставлении социального обслуживания представляется в форме заявления о предоставлении социальных услуг (далее – заявление о предоставлении социальных услуг), утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания.
7. При подаче заявления о предоставлении социальных услуг гражданин (законный представитель) предъявляет паспорт или иной документ в соответствии с законодательством Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина, в отношении которого подано данное заявление.
В случае подачи заявления законным представителем дополнительно предъявляются паспорт или иной документ в соответствии с законодательством Российской Федерации, удостоверяющий личность законного представителя, и документ, подтверждающий полномочия законного представителя.
8. Одновременно с заявлением о предоставлении социальных услуг гражданином (законным представителем) представляются документы, необходимые для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.
Перечень документов, необходимых для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, указан в приложении № 1 к Порядку, за исключением документов о регистрации по месту пребывания или о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Центры социальной работы в порядке межведомственного взаимодействия запрашивают в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации имеющиеся в их распоряжении сведения о регистрации граждан по месту пребывания или по месту жительства, если сведения о регистрации граждан по месту жительства отсутствуют в документе, удостоверяющем личность гражданина.
Гражданин (законный представитель) вправе самостоятельно представить в Центр социальной работы документы о регистрации по месту жительства (по месту пребывания).
9. Документы, необходимые для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, представляются в копиях с предъявлением оригиналов для сверки. В случае отсутствия у гражданина (законного представителя) документов, представляемых в копиях, их изготовление обеспечивается специалистом Центра социальной работы.
В случае использования средств почтовой связи документы, указанные в приложении № 1 к Порядку, направляются в виде нотариально удостоверенных копий, а оригиналы таких документов не направляются.
10. Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.
В целях принятия решения о нуждаемости гражданина в социальном обслуживании и определения индивидуальной потребности в социальных услугах обеспечивается проведение оценки условий жизнедеятельности гражданина. Оценка условий жизнедеятельности гражданина осуществляется Центрами социальной работы во взаимодействии с подведомственными Министерству социальной защиты Республики Карелия организациями социального обслуживания, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия, осуществляющими исполнение переданных государственных полномочий Республики Карелия по социальному обслуживанию граждан.
Результаты оценки оформляются в виде акта оценки условий жизнедеятельности по формам, установленным приложениями № 2 и № 3 к Порядку.
11. При оценке условий жизнедеятельности гражданина учитываются условия его проживания и состав семьи, состояние здоровья, психологическая ситуация в семье, способность к самообслуживанию, факторы, положительно или отрицательно влияющие на условия жизнедеятельности гражданина, результаты реализованной индивидуальной программы, иные условия, определяющие индивидуальную потребность гражданина в социальных услугах.
12. В целях подтверждения обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности, указанных в пункте 1 части 1 статьи 15 Федерального закона (полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности), и принятия Центром социальной работы объективного решения о нуждаемости в социальном обслуживании при оценке условий жизнедеятельности совершеннолетнего гражданина, обратившегося за предоставлением социальных услуг на дому либо в стационарной форме социального обслуживания устанавливается степень его зависимости от посторонней помощи. Методика определения степени зависимости гражданина от посторонней помощи установлена приложением 4 к Порядку.
Кроме того, оценка условий жизнедеятельности включает:
выявление факторов риска, отягощающих или способствующих ухудшению условий жизнедеятельности гражданина;
выявление факторов, положительно влияющих на условия жизнедеятельности гражданина, в том числе анализ активности гражданина по преодолению имеющихся ограничений.
13. Оценка условий жизнедеятельности гражданина проводится при признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании впервые, а также при пересмотре индивидуальной программы.
Повторная оценка условий жизнедеятельности осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
14. Показанием к социальному обслуживанию на дому граждан, указанных в пункте 12 Порядка, является 1-10 степень зависимости от посторонней помощи.
15. Показанием к социальному обслуживанию в стационарной форме граждан, указанных в пункте 12 Порядка, является 6-10 степень зависимости от посторонней помощи.
Гражданам, указанным в пункте 12 Порядка с 1-5 степенью зависимости от посторонней помощи социальное обслуживание в стационарной форме предоставляется:
- при наличии одного из факторов риска: отсутствие либо аварийное состояние жилья, проживание в доме без удобств, высокий риск для жизни вследствие отсутствия необходимого наблюдения;
- при наличии не менее 2-х факторов риска: проживание в доме с частичными удобствами; отсутствие родственников или отдаленность их проживания; сложная психологическая обстановка, обуславливающая невозможность проживания с родственниками.
17. Решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании принимается в форме распорядительного акта (распоряжения, приказа) Центра социальной работы, которое направляется гражданину (законному представителю) в течение пяти рабочих дней со дня его принятия.
Решение об отказе в признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании принимается в форме распорядительного акта (распоряжения, приказа) Центра социальной работы, который направляется гражданину (законному представителю) в течение пяти рабочих дней со дня его принятия.
18. Основанием для принятия решения об отказе в признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании являются:
1) отсутствие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, указанных в части 1 статьи 15 Федерального закона;
2) непредставление документа (документов) из числа указанных в приложении № 1 к Порядку, за исключением документов о регистрации по месту пребывания или о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации.
19. В случае принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании ему составляется индивидуальная программа.
Индивидуальная программа составляется Центром социальной работы по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания, с использованием единой информационной системы.
20. Гражданин (законный представитель) вправе принять участие в составлении индивидуальной программы.
21. В индивидуальной программе указываются формы социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.
22. При разработке индивидуальной программы принимаются во внимание волеизъявление гражданина относительно формы социального обслуживания, видов социальных услуг, поставщиков социальных услуг, а также сведения, представленные в акте оценки условий жизнедеятельности.
23. В индивидуальной программе в разделе «Перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг» указываются поставщики социальных услуг, включенные в реестр поставщиков социальных услуг в Республике Карелия.
24. Экземпляр индивидуальной программы, подписанный руководителем Центра социальной работы, передается гражданину или его законному представителю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи гражданином (законным представителем) заявления о предоставлении социальных услуг.
Второй экземпляр индивидуальной программы остается в Центре социальной работы.
25. Гражданин (законный представитель) имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Решение об отказе оформляется в письменной форме, и соответствующая информация вносится в индивидуальную программу.
Приложение № 1
к Порядку
принятия решений о признании граждан
нуждающимися в социальном обслуживании
Перечень
документов, необходимых для принятия решения о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании
документов, необходимых для принятия решения о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании
1. Перечень документов, необходимых для принятия решения о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании на дому:
1) паспорт (свидетельство о рождении для несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет) или иной документ, удостоверяющий личность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (для инвалидов и детей-инвалидов).
2. Перечень документов, необходимых для принятия решения о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании в полустационарной форме:
1) паспорт (свидетельство о рождении для несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет) или иной документ, удостоверяющий личность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (для инвалидов и детей-инвалидов);
3) справка медицинской организации о способности гражданина осуществлять самообслуживание (для граждан, признаваемых нуждающимися в социальном обслуживании по обстоятельству, указанному в пункте 1 части 1 статьи 15 Федерального закона, кроме инвалидов и детей-инвалидов).
3. Перечень документов, необходимых для принятия решения о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании в стационарной форме:
1) паспорт (свидетельство о рождении для несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет) или иной документ, удостоверяющий личность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (для инвалидов и детей-инвалидов);
3) заключение врача-психиатра по форме, необходимой для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме (копия), за исключением граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании в стационарной форме, по обстоятельству, указанному в пункте 2 части 1 статьи 15 Федерального закона, и осуществляющими сопровождение инвалида в организации поставщика социальных услуг;
4) заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра по форме, необходимой для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме (копия), принятое в соответствии с законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи (предоставляется заявителями (законными представителями), обращающимися в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, в случае если в заключении врача-психиатра, предоставляемом в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 Приложения № 1, содержится информация о наличии оснований для помещения заявителя в стационарную организацию социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами).
Приложение № 2
к Порядку принятия решений о признании граждан
нуждающимися в социальном обслуживания
к Порядку принятия решений о признании граждан
нуждающимися в социальном обслуживания
_____________________________________________________________________________
(наименование организации, составившей акт)
Акт
оценки условий жизнедеятельности
совершеннолетнего гражданина<*>
от "__" ___________ 20__ года
1. Сведения о гражданине:
Дата подачи заявления | |
Ф.И.О. гражданина (полностью) | |
Дата рождения | |
Адрес места проживания (почтовый индекс, район, населенный пункт, улица, дом) |
|
Место работы с указанием должности и адреса (для работающих граждан) | |
Обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина (в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») | |
Выписка ИПРА (при наличии) |
2. Обращение за предоставлением социальных услуг:
- впервые
- повторно
3. Сведения о предыдущих индивидуальных программах предоставления
социальных услуг:
N | Дата | Номер | Форма социального обслуживания | Срок действия | Информация о выполнении (реализована, необходимо продлить, необходимо внести изменения) |
4. Условия проживания
Жилищные условия: - отдельная квартира, свой дом, комната в общежитии или в коммунальной квартире, барак – жилье благоустроенное, полублагоустроенное, неблагоустроенное - общая, жилая площадь, наличие комнат - санитарное состояние помещений - состояние жилья (пригодное/непригодное для проживания)) - жилье в собственности, социальный найм, съемное |
||||||||
Наличие коммунальных удобств: | холодная вода | горячая вода | канализация | |||||
центральное отопление | печное отопление | потребность в топливе | ||||||
этаж | лифт | мусопровод |
5. Барьеры во внешнем окружении:
- колонка _____метров
- продуктовый магазин _____ метров
- аптека _______метров
- транспорт _______метров
6. Характеристики имущественного положения
Наличие предметов первой необходимости (+/-):
- Электрическая/газовая плита
- Постельные принадлежности, спальное место
- Кухонная утварь
- Одежда, обувь
7. Семейное положение:
Семейный статус: | |
одинокий(ая) |
одиноко проживающий(ая) |
одинокая (одиноко проживающая) супружеская пара | |
проживает в семье | |
иное (указать) | |
8. Сведения о членах семьи, проживающих совместно с гражданином:
Степень родства | Ф.И.О. | Контактный телефон | Виды и периодичность помощи |
9. Характеристика ситуации в семье:
9.1. Есть ли проблемы во взаимоотношениях с совместно проживающими членами семьи, конфликты в семье: | да | нет | ||
Причины конфликтов (кратко охарактеризовать): | ||||
9.2. Наличие ребенка, детей, испытывающих трудности в социальной адаптации: | да | нет | ||
В чем выражаются трудности в социальной адаптации ребенка, детей (кратко охарактеризовать) | ||||
10. Сведения о родственниках, проживающих отдельно:
Ф.И.О. (полностью) | Степень родства | Адрес проживания, контактный телефон | Виды и периодичность помощи |
1. Количество баллов по шкале Бартела (с приложением анкеты):__________________
2. Количество баллов по шкале Лаутона (с приложением анкеты):__________________
3. Общее количество баллов по шкале Бартела и шкале Лаутона: __________________
4. Степень зависимости гражданина от посторонней помощи:_____________________
Выявленные факторы риска для граждан, обратившихся за предоставлением социальных услуг в стационарной форме с 1-5 степенью зависимости от посторонней помощи:
1 группа факторов:
отсутствие либо аварийное состояние жилья
проживание в доме без удобств
высокий риск для жизни вследствие отсутствия необходимого наблюдения
2 группа факторов:
проживание в доме с частичными удобствами
отсутствие родственников или отдаленность их проживания
сложная психологическая обстановка в семье, обуславливающая невозможность проживания с родственниками
Выявлены факторы, положительно влияющие на жизненную ситуацию: наличие лиц, осуществляющих реальный уход (постоянный, разовый), позитивный настрой гражданина, активное стремление к компенсации имеющихся нарушений, наличие и использование технических средств реабилитации, компактное размещение объектов социально-бытовой сферы вблизи от места проживания гражданина или в районе проживания гражданина, другие факторы (указать) _________________________________________________________
________________________________________________________________________________
12. Состояние здоровья гражданина (подчеркнуть):
Зрение (зрячий, пользуется очками, слабовидящий, незрячий)
Слух (абсолютный слух и понимание, слабослышащий, глухой)
Способность говорить и выражать мысли на родном языке (способен говорить и выражать мысли, не способен говорить и выражать мысли)
Болевые ощущения при движении (есть, нет)
13. Использование индивидуальных вспомогательных средств:
Инвалидная коляска
Трость
Слуховой аппарат
Очки
Костыли
Ходунки
другое (указать)____________________________________
14. Потребность гражданина в предоставлении помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение) (указать конкретный вид помощи)
медицинской_________________________________________________________________
психологической______________________________________________________________
педагогической_______________________________________________________________
юридической_________________________________________________________________
социальной___________________________________________________________________
иной помощи ________________________________________________________________
15. В какой форме социального обслуживания нуждается гражданин (указать):
стационарной[2] __________ полустационарной __________ на дому ___________
16. Социальные услуги, рекомендованные гражданину:
п/п | Наименование социальных услуг[3] | Объем предоставления услуги | Периодичность предоставления услуги | Срок предоставления услуги | Услуга предусмотрена в рамках выписки ИПРА[4] |
Акт оценки условий жизнедеятельности составлен
___________________________________________________________________________
(наименование организации, составившей акт)
____________________________ _______________________________ ____________
(Ф.И.О. специалиста) (должность, контактный телефон) (подпись)
Согласовано:
____________________________ _______________________________ ____________
(Ф.И.О. руководителя (должность, контактный телефон) (подпись)
(заместителя руководителя)
организации)
С актом оценки условий жизнедеятельности ознакомлен(а).
Ф.И.О. гражданина __________________________ Подпись __________________
Дата "____" _____________ 20____ г.
--------------------------------
<*> При составлении акта заполняются все разделы, в случае отсутствия информации ставится отметка "информация отсутствует"
Приложение № 3
к Порядку принятия решений о признании граждан
нуждающимися в социальном обслуживании
к Порядку принятия решений о признании граждан
нуждающимися в социальном обслуживании
1. Общие сведения о несовершеннолетнем:
Дата подачи заявления | |
Ф.И.О. несовершеннолетнего (полностью) | |
Дата рождения | |
Адрес проживания (почтовый индекс, район, населенный пункт, улица, дом) |
|
В каком образовательном учреждении обучается, посещает / не посещает детское дошкольное учреждение (какое) | |
Выписка ИПРА (при наличии) |
2. Обращение за предоставлением социальных услуг:
впервые ____
повторно _____
3. Сведения о предыдущих индивидуальных программах предоставления
социальных услуг:
N | Дата | Номер | Форма социального обслуживания | Срок действия | Информация о выполнении (реализована, необходимо продлить, необходимо внести изменения) |
4. Родители:
Мать: Ф.И.О. (полностью) |
|
Дата рождения | |
Место работы с указанием должности и почтового адреса | |
Отец: Ф.И.О. (полностью) |
|
Дата рождения | |
Место работы с указанием должности и почтового адреса |
5. Родители (родитель) состоят(ит) в зарегистрированном браке:
да _____ нет _____
6. Проживает с отчимом/мачехой: да ____ нет ____
Ф.И.О. отчима/мачехи (полностью) | |
Дата рождения | |
Место работы с указанием должности и почтового адреса |
7. Находится под опекой, попечительством: да ____ нет ____
Ф.И.О. опекуна (попечителя) | |
Дата рождения | |
Место работы с указанием должности и почтового адреса |
8. Сведения о родственниках, проживающих совместно с
несовершеннолетним:
Ф.И.О. (полностью) | Кем приходится несовершеннолетнему | Дата рождения | Место работы (род занятий) |
9. Условия проживания:
Жилищные условия (отдельная благоустроенная квартира (полублагоустроенная, неблагоустроенная), свой дом, комната в общежитии или в коммунальной квартире (указать общую, жилую площадь, наличие комнат, санитарное состояние помещений) |
10. У несовершеннолетнего имеется / не имеется (указать):
Имеется | Не имеется | |
Питание в соответствии с возрастом | ||
Отдельное спальное место, постельное белье | ||
Необходимая одежда по сезону | ||
Игрушки и школьные принадлежности | ||
Место для игр и занятий (выполнения домашних заданий) |
11. Наличие хронического заболевания (какого), инвалидности __________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
12. Условия воспитания несовершеннолетнего (подчеркнуть и кратко
охарактеризовать):
12.1. Имеются конфликты во взаимоотношениях родителей | да | нет | |||
Причины и суть конфликтов (кратко охарактеризовать): | |||||
12.2. Имеются конфликты во взаимоотношениях несовершеннолетнего с родителями (законными представителями) | да | нет | |||
Причины и суть конфликтов (кратко охарактеризовать): | |||||
12.3. Несовершеннолетний испытывает трудности в социальной адаптации | да | нет | |||
Причины испытываемых трудностей в социальной адаптации и в чем они выражаются (кратко охарактеризовать): | |||||
12.4. Имеется риск жестокого обращения | да | нет | |||
Кратко охарактеризовать: | |||||
13. Сведения о родственниках, проживающих отдельно:
Степень родства | Ф.И.О. | Адрес проживания, контактный телефон | Виды и периодичность помощи |
14. Иные обстоятельства, необходимые для оценки условий
жизнедеятельности несовершеннолетнего:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
15. Потребность несовершеннолетнего в предоставлении помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение) (указать вид помощи):
медицинской_______________________________________________________________
психологической____________________________________________________________
педагогической______________________________________________________________
юридической________________________________________________________________
социальной__________________________________________________________________
иной помощи ________________________________________________________________
16. В какой форме социального обслуживания нуждается несовершеннолетний
(указать):
стационарной ____ полустационарной ____ на дому _____
17. Социальные услуги, рекомендованные несовершеннолетнему:
N п/п | Наименования социальных услуг[5] | Объем предоставления услуги | Периодичность предоставления услуги | Срок предоставления услуги | Услуга предусмотрена в рамках выписки ИПРА |
Акт оценки условий жизнедеятельности составлен:
___________________________________________________________________________
(наименование организации, составившей акт)
____________________________ _______________________________ ____________
(Ф.И.О. специалиста) (должность, контактный телефон) (подпись)
Согласовано:
____________________________ _______________________________ ____________
(Ф.И.О. руководителя (должность, контактный телефон) (подпись)
организации)
С актом оценки условий жизнедеятельности ознакомлен(а)
Ф.И.О. гражданина ______________________ Подпись ______________________
Дата "____" _____________ 20____ г.
--------------------------------
<*> При составлении акта заполняются все разделы, в случае отсутствия
информации ставится отметка "информация отсутствует".
Приложение № 4
к Порядку принятия решений о признании граждан
нуждающимися в социальном обслуживании
к Порядку принятия решений о признании граждан
нуждающимися в социальном обслуживании
Методика определения степени зависимости гражданина от посторонней помощи
Определение степени зависимости гражданина от любой посторонней помощи (физической, вербальной, наблюдения), способности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, выраженности и предполагаемой длительности нуждаемости в посторонней помощи осуществляется путем изучения возможности выполнения различных видов элементарной и сложной деятельности с использованием 2-х шкал:
шкалы оценки возможностей выполнения элементарной деятельности (по основным рангам основана на шкале Бартела) (далее – Шкала 1)
шкалы оценки возможностей выполнения сложных действий (по основным рангам основана на шкале Лаутона) (далее – Шкала 2).
Изучение возможности выполнения гражданином различных видов элементарной и сложной деятельности определяется оптимальным для конкретной ситуации методом: путем расспроса гражданина (его законного представителя), родственников или других лиц, осуществляющих уход, под непосредственным наблюдением специалиста организации, проводящей оценку условий жизнедеятельности гражданина.
При применении Шкалы 1 и Шкалы 2 выбранные ответы на вопросы должны отражать реальные, а не предполагаемые действия гражданина.
В целях получения объективных данных оценка проводится на основании информации о гражданине за предшествующие 1-2 суток, но при необходимости может использоваться и более продолжительный период.
С помощью 10 критериев Шкалы 1 оценивается способность гражданина к самообслуживанию и его мобильность (таблица № 1). Оценка уровня выполнения элементарной деятельности производится по сумме баллов, выставленных по каждому из разделов Шкалы 1. Максимальный результат соответствует 100 баллам, минимальный – 0. Показатели от 0 до 20 баллов означают полную, от 21 до 60 баллов – выраженную; от 61 до 90 баллов – умеренную, от 91 до 99 баллов – легкую зависимость гражданина от посторонней помощи в повседневной жизни.
С помощью Шкалы 2 оцениваются более сложные действия гражданина по 9 критериям (таблица № 2).
Оценка уровня сложных действий производится по сумме баллов каждого из разделов Шкалы 2. Максимальный результат соответствует 27 баллам, минимальный – 10 баллам.
Все пункты имеют оценочные ранги «1» (невозможно выполнить действие), «2» (требуется помощь в выполнении) и «3» (полная независимость в выполнении действия).
При определении возможности выполнения различных видов элементарной деятельности и сложных действий оценку проводят, учитывая конкретную жизненную ситуацию гражданина, в том числе наличие или отсутствие жилья и коммунальных удобств, бытовой техники, стремление к выполнению того или иного действия, наличие и использование вспомогательных технических средств реабилитации и других факторов, влияющих на уровень выполнения различных видов элементарной и сложной деятельности.
Таблица N 1
ШКАЛА ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Критерий | Характеристика | Количество баллов |
1. Прием пищи | Прием пищи осуществляет самостоятельно, пользуется посудой, столовыми и бытовыми приборами без затруднений. | 10 |
Приготовление к приему пищи и прием пищи осуществляет самостоятельно или при помощи ТСР с трудом | 7 | |
При приеме пищи нуждается в частичной посторонней помощи, например, при разрезании продуктов. | 5 | |
Самостоятельный прием пищи невозможен. | 0 | |
2. Купание | Принимает ванну или душ, купается в частной бане без посторонней помощи. | 5 |
Принимает ванну или душ, купается в частной бане самостоятельно с трудом. | 4 | |
При приеме ванны или душа, купании в частной бане нуждается в посторонней помощи. | 3 | |
Без посторонней помощи купание невозможно. | 0 | |
3. Умывание (персональный туалет) |
Умывается, причесывается, чистит зубы, бреется (или пользуется косметикой) самостоятельно без затруднений |
5 |
Самостоятельно с трудом | 4 | |
Нуждается в посторонней помощи | 3 | |
Самостоятельно не может | 0 | |
4. Одевание и обувание | Одевается (и обувается) полностью самостоятельно | 10 |
Одевается и обувается самостоятельно или с применением ТСР с трудом | 7 | |
При одевании и обувании нуждается в посторонней помощи. | 5 | |
Самостоятельно одеваться и обуваться не может. | 0 | |
5. Контроль акта дефекации |
Полностью контролирует, может использовать клизму или свечи без посторонней помощи. | 10 |
Не всегда контролирует (например, ночью). Требуется помощь при использовании клизмы или свеч. | 5 | |
Не контролирует. |
0 | |
6. Контроль акта мочеиспускания |
Полностью контролирует | 10 |
Не всегда контролирует (например, ночью) | 5 | |
Не контролирует | 0 | |
7. Использование туалета |
Пользуется туалетом самостоятельно без затруднений. | 10 |
Посещает туалет самостоятельно или осуществляет туалет с использованием кресла-туалета, ТСР с трудом без посторонней помощи | 7 | |
При посещении туалета, применении кресла-туалета нуждается в посторонней помощи (например, для сохранения равновесия, при одевании и раздевании, других действиях) | 5 | |
Не в состоянии пользоваться туалетом самостоятельно. Туалет осуществляется только при использовании специальных средств непосредственно в постели. | 0 | |
8. Переход с кровати на стул |
Переходит самостоятельно без затруднений | 15 |
Переходит самостоятельно или при помощи ТСР с трудом | 12 | |
При переходе нуждается в наблюдении или минимальной посторонней помощи. | 10 | |
Может сидеть в постели, однако при переходе нуждается в посторонней помощи. | 5 | |
Не может встать с постели даже с посторонней помощью. | 0 | |
9. Передвижение | Может без посторонней помощи передвигаться на расстояния более 500 м | 15 |
Может передвигаться с посторонней помощью в пределах 500 м. По дому способен ходить без посторонней помощи. | 10 | |
Может пройти самостоятельно до 100 метров или передвигается с помощью кресла-коляски. По дому передвигается медленно с перерывами на отдых. | 5 | |
Может пройти до 100 метров только с посторонней помощью. По квартире передвигается с посторонней помощью | 2 | |
Не может самостоятельно передвигаться на расстояние более 50 метров или не способен к передвижению. | 0 | |
10. Подъем по лестнице | Может подниматься самостоятельно | 10 |
Для самостоятельного (или с помощью технических средств реабилитации) подъёма по лестнице требуются значительные затраты времени | 7 | |
Нуждается в посторонней помощи (или наблюдении) | 5 | |
Не в состоянии подниматься по лестнице самостоятельно даже с посторонней помощью. |
0 | |
Сумма баллов |
Таблица N 2
ШКАЛА ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОСТИ
ВЫПОЛНЕНИЯ СЛОЖНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ВЫПОЛНЕНИЯ СЛОЖНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Критерий | Уровень активности | Баллы |
1. Использование телефона | Может пользоваться самостоятельно | 3 |
Может пользоваться с небольшой помощью или набирая только хорошо знакомые номера | 2 | |
Не может пользоваться телефоном | 1 | |
2. Передвижение на расстояния, куда нельзя дойти пешком | Может передвигаться самостоятельно, в том числе на общественном транспорте или на такси. | 3 |
Может передвигаться с незначительной помощью самостоятельно, на общественном транспорте или на такси. |
2 | |
Не передвигается | 1 | |
3. Мелкие покупки в магазине | Может делать самостоятельно | 3 |
С незначительной помощью | 2 | |
Не в состоянии делать покупки. | 1 | |
4. Приготовление пищи | Может готовить самостоятельно | 3 |
Может готовить с незначительной помощью | 2 | |
Самостоятельно готовить не в состоянии | 1 | |
5. Ведение домашнего хозяйства | Может вести самостоятельно | 3 |
Может вести с незначительной помощью | 2 | |
Домашнее хозяйство вести не в состоянии | 1 | |
6. Рукоделие (ремесло, ручной труд) | Может заниматься им самостоятельно | 3 |
С незначительной помощью | 2 | |
Заниматься рукоделием (ручным трудом) не в состоянии. |
1 | |
7. Стирка | Может стирать самостоятельно | 3 |
С незначительной помощью | 2 | |
Заниматься стиркой не в состоянии | 1 | |
8. Прием медикаментов | Может принимать лекарства самостоятельно (в правильной дозировке и в соответствующее время) |
3 |
С незначительной помощью (кто-нибудь определяет точную дозу или напоминает о лекарствах) | 2 | |
Самостоятельно принимать лекарства не в состоянии. | 1 | |
9. Использование личных финансов | Распоряжается ими самостоятельно | 3 |
Распоряжается с незначительной помощью | 2 | |
Распоряжаться деньгами не в состоянии. | 1 | |
Сумма баллов |
Для определения способности гражданина к самообслуживанию и степени зависимости от посторонней помощи используют сумму количества баллов по шкале оценки возможности выполнения элементарной деятельности и шкале оценки возможности выполнения сложных действий.
Сумма баллов по двум шкалам |
Степень зависимости от посторонней помощи | Характеристика степеней зависимости от посторонней помощи |
127 баллов и более | 0 | В посторонней помощи не нуждается |
100 - 126 баллов | 1 | Основные виды элементарной деятельности (питание, пользование посудой и бытовыми приборами, умывание, одевание, обувание, контроль за актом дефекации и мочеиспускания, купание, пользование туалетом) выполняет самостоятельно в полном объеме. Основные виды сложной деятельности (использование транспорта, телефона, приготовление пищи, прием лекарств, распоряжение личными финансами, осуществление покупок в магазинах и получение услуг в организациях района проживания, ведение домашнего хозяйства, стирка, занятия ручным трудом) выполняет самостоятельно в полном объеме. Передвигается вне дома и двора без удаления на значительные расстояния. Пользуется транспортом. Имеет сложности при подъеме по крутой лестнице. Может нуждаться в посторонней помощи при осуществлении покупок или получении услуг в организациях вне района проживания. Незначительная зависимость от посторонней помощи. В силу имеющихся факторов риска гражданин может нуждаться в небольшом объеме постороннего вмешательства и ухода (частичной посторонней поддержки требует выполнение гражданином менее 10% простых и сложных действий) |
88 - 99 баллов | 2 | Основные виды элементарной деятельности (питание, пользование посудой и бытовыми приборами, умывание, одевание, обувание, контроль за актом дефекации и мочеиспускания, пользование туалетом) выполняет самостоятельно в полном объеме. Основные виды сложной деятельности (использование транспорта, телефона, приготовление пищи, прием лекарств, распоряжение личными финансами) выполняет самостоятельно в полном объеме. Передвигается в пределах двора дома и на небольшие расстояния. Пользуется транспортом. Имеет сложности при подъеме по лестнице. Купается самостоятельно, может периодически нуждаться в посторонней помощи (присутствие постороннего лица для предотвращения травм). Может нуждаться в незначительной помощи при ведении домашнего хозяйства, в частичной помощи при стирке, занятии рукоделием, в осуществлении покупок или получении услуг в организациях, которые не находятся вблизи места проживания. Умеренно выраженная зависимость от посторонней помощи. Гражданин может нуждаться в умеренном объеме постороннего вмешательства и ухода, в том числе в силу имеющихся ограничений жизнедеятельности, условий проживания и факторов риска (частичной посторонней поддержки может требовать выполнение гражданином до 20% простых и сложных действий) |
76 - 87 баллов | 3 | Основные виды элементарной деятельности (питание, пользование посудой и бытовыми приборами, умывание, контроль за актом дефекации и мочеиспускания, пользование туалетом) выполняет самостоятельно в полном объеме. Виды сложной деятельности (использование телефона, прием лекарств, распоряжение личными финансами) выполняет самостоятельно в полном объеме. Передвижения в основном ограничены квартирой. Может передвигаться на небольшие расстояния самостоятельно или с сопровождением, пешком или на транспорте. Может иметь значительные сложности при подъеме по лестнице или не в состоянии самостоятельно подниматься по лестнице без посторонней помощи. При купании может нуждаться в частичной посторонней помощи. Может нуждаться в незначительной помощи при одевании и обувании, при приготовлении пищи, ведении домашнего хозяйства; в частичной помощи при стирке, осуществлении покупок в магазинах и предоставлении услуг организациями, находящимися не вблизи места проживания. Умеренно выраженная зависимость от посторонней помощи. Гражданин может нуждаться в умеренном объеме постороннего вмешательства и ухода, в том числе в силу имеющихся ограничений жизнедеятельности, условий проживания и факторов риска (частичной и полной посторонней поддержки и ухода требует выполнение гражданином до 40% простых и сложных действий) |
63 - 74 балла | 4 | Основные виды элементарной деятельности (пользование посудой и бытовыми приборами, умывание, контроль за актом дефекации и мочеиспускания, пользование туалетом) выполняет самостоятельно в полном объеме. Некоторые виды сложной деятельности (использование телефона, распоряжение личными финансами, прием медикаментов) выполняет самостоятельно в полном объеме. Передвижения ограничены квартирой. В редких случаях может передвигаться на незначительные расстояния с сопровождением, пешком или на транспорте. Не в состоянии подниматься по лестнице без посторонней помощи. Может нуждаться в частичной посторонней помощи при одевании и обувании, при приеме и приготовлении пищи, при ведении домашнего хозяйства, при купании в ванной или душе, стирке. Нуждается в осуществлении покупок в магазинах и предоставлении услуг организациями. Имеет выраженную зависимость от постороннего вмешательства и ухода, в том числе в силу имеющихся ограничений жизнедеятельности, условий проживания и факторов риска (частичной и полной посторонней поддержки и ухода требует выполнение гражданином до 50% простых и сложных действий) |
54 - 62 балла | 5 | Основные виды элементарной деятельности (пользование посудой и бытовыми приборами, умывание, контроль за актом мочеиспускания и дефекации, пользование туалетом) выполняет самостоятельно в полном объеме. Некоторые виды сложной деятельности (использование телефона, распоряжение личными финансами, прием медикаментов) выполняет самостоятельно в полном объеме. Передвижения ограничены квартирой. В редких случаях может передвигаться на незначительные расстояния с сопровождением, пешком или на транспорте. Не в состоянии самостоятельно подниматься по лестнице. Может вести домашнее хозяйство небольшого объема при больших временных затратах. Стирка крупных вещей невозможна. При купании, одевании и обувании, при приеме и приготовлении пищи может нуждаться в частичной посторонней помощи. Нуждается в осуществлении покупок в магазинах и предоставлении услуг организациями. Гражданин имеет выраженную зависимость от постороннего вмешательства и ухода, в том числе в силу имеющихся ограничений жизнедеятельности, условий проживания и факторов риска (частичной и полной посторонней поддержки и ухода требует выполнение гражданином до 90% простых и сложных действий) |
43 - 53 балла | 6 | Прием пищи, умывание, причесывание, чистка зубов, обувание и одевание возможно с частичной посторонней помощью. Может частично контролировать мочеиспускание и акт дефекации. Передвижение в основном ограничено комнатой. В редких случаях может выходить во двор с сопровождением. Купается с посторонней помощью. Пользуется туалетом с посторонней помощью (нуждается в помощи при сохранении равновесия, одевании, раздевании). Основные виды домашнего хозяйства вести не в состоянии. Возможно приготовление простейших блюд, стирка небольших вещей. Нуждается в осуществлении покупок в магазинах и предоставлении услуг организациями. Может пользоваться телефоном. Принимает медикаменты самостоятельно или с незначительной помощью. Может распоряжаться личными финансами. Гражданин имеет выраженную зависимость от постороннего вмешательства и ухода, в том числе в силу имеющихся ограничений жизнедеятельности, условий проживания и факторов риска (частичной и полной посторонней поддержки и ухода требует выполнение гражданином до 100% простых и сложных действий, из них не менее 40% требуют полной посторонней помощи). |
32 - 42 балла | 7 | Прием пищи, купание, умывание, причесывание, чистка зубов, бритье, обувание, одевание возможно с посторонней помощью. Пользуется туалетом с посторонней помощью (нуждается в помощи при сохранении равновесия, одевании, раздевании). Передвижение ограничено комнатой. При переходе с кровати на стул иногда нуждается в минимальной помощи или наблюдении. Ведение домашнего хозяйства, приготовление простейших блюд, стирка невозможны. Самостоятельный прием медикаментов вызывает затруднение. Распоряжаться личными финансами часто не в состоянии. Может пользоваться телефоном с небольшой помощью. Гражданин имеет полную зависимость от постороннего вмешательства и ухода, в том числе в силу имеющихся ограничений жизнедеятельности, условий проживания и факторов риска (частичной и полной посторонней поддержки и ухода требует выполнение гражданином до 100% простых и сложных действий, из них около 50% требуют полной посторонней помощи) |
25 - 31 балл | 8 | Умывается, причесывается, чистит зубы, бреется, купается, одевается, обувается с посторонней помощью. При приеме пищи нуждается в частичной помощи. Акт дефекации и мочеиспускание может контролировать полностью или частично. Передвижение ограничено кроватью и околокроватным пространством. Переход с кровати на стул может требовать частичной посторонней помощи. Пользоваться туалетом может самостоятельно или с посторонней помощью (кресло-туалет около кровати или судно). Использует телефон или имеет затруднения при его использовании. Самостоятельное приготовление пищи, ведение домашнего хозяйства, стирка, рукоделие невозможны. Самостоятельно принимать медикаменты и распоряжаться личными финансами не в состоянии. У гражданина отмечается полная зависимость от посторонних лиц. Частичная зависимость составляет менее 50% случаев выполнения простых и сложных действий. |
12 - 24 балла | 9 | Постоянно находится в постели. Переход с кровати на стул требует посторонней помощи. Может осуществлять активные движения в пределах кровати. Может самостоятельно сидеть. Садится самостоятельно или с незначительной помощью. Контролирует акты дефекации и мочеиспускания частично или полностью. Пользуется судном или креслом-туалетом. У гражданина отмечается полная зависимость от посторонних лиц. Необходим постоянный уход в течение суток. |
0 - 11 баллов | 10 | Постоянно находится в постели. Все передвижения осуществляются только с посторонней помощью. Питание, умывание, купание, одевание возможны только с посторонней помощью. Не садится самостоятельно и не может сидеть. Не контролирует акты дефекации и мочеиспускания. Необходим постоянный уход в течение суток. У гражданина отмечается полная зависимость от посторонних лиц. |
[1] заполняется в отношении граждан, указанных в пункте 12 Порядка
[2] с учетом сведений, представленных в пункте 11 приложения 2
[3] в соответствии с перечнем социальных услуг, утвержденным Законом Республики Карелия от 16 декабря 2014 года № 1849-ЗРК «О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Республике Карелия»
[4] только в части услуг по повышению коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности
[5] В соответствии с Перечнем социальных услуг, утвержденным Законом Республики Карелия от 16 декабря 2014 года № 1849-ЗРК «О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Республике Карелия»